Юлий Буркин. "Цветы на нашем пепле". - М.: АСТ, 2000. |
|
Журнал "Лавка фантастики" №2, 2000 г. |
В сознании массового читателя фантастики (подчеркиваю - не фэна, а массового читателя) Юля Буркин всегда воспринимался, как лицо второстепенное, скорее часть, чем нечто целое. В какой-то мере это действительно так. Мышление рок-музыканта позволяет ему с легкостью "работать в группе", то бишь писать в соавторстве. Вспомним "Остров Русь" и "Подлинную историю ансамбля Битлз". Вдобавок Юлий - виртуоз малой формы: до сих пор ему лучше всего удавались повести, рассказы, и поэтому появление его первого "сольного" большого опуса вызвало естественные интерес и настороженность. Надо сказать, вполне оправданные.
Хочется немного отступить от темы. Без сомнения, художник Сева Мартыненко уже давно заслужил себе бронзовый памятник. С давних пор он оформляет творения друзей - как Юлия Буркина, так и Сергея Лукьяненко, но чтобы рисунок послужил толчком к написанию книги - такого не упомню. Эльф с автоматом, а вот поди ж ты! Свой opus magnum Юлий Буркин сочинял четыре года, но воистину результат того стоит. Сюжет книги раскручивается медленно, как гигантская юла, но, раскрутившись, захватывает насмерть и уже не отпускает до самого конца. А главное, Буркин знает, когда надо остановиться - после прочтения совершенно не хочется воскликнуть традиционное: "А дальше?", ибо вопросов уже не остается. Отточенный на малых литературных формах стиль автора чувствуется везде. Ничего лишнего, никакой "воды", все предельно функционально, просто и красиво этой простотой. И даже немного "хромающая" средняя часть книгу не портит.
Бледная "тарзаниада", с которой все, собственно, и начинается, как-то незаметно, даже элегантно перерастает в масштабную повесть о крушении надежд, экологической и социальной катастрофе, и любви, как единственной вещи, ради которой стоит жить. Разумные бабочки с телами людей... С точки зрения генетики и биологии - полнейшая чушь, но как это обыграно социально! После прочтения возникают определенные аллюзии с "Дюной" Херберта, романами Вэнса и Симмоиса, но в целом это - глубоко самостоятельное произведение. Известно, что хорошая литература никогда не дает готовых ответов, она лишь ставит вопросы. Но здесь автору удалось даже большее - его книга заставляет читателя задавать вопросы самому себе. И какие вопросы! Буркин не боится любых допущений, драматизирует ситуацию до предела и раз за разом ставит читателя в такое положение, когда невозможно различить, где добро, а где зло.
Надо сказать, что песенная натура автора проступает и тут: книга развивается по всем законам музыкального произведения, от увертюры до финального крещендо, которое парит в вечности, как заключительный аккорд в битловской "A Day In The Life". Без сомнения, "Цветы на нашем пепле" на сегодня не только лучшее произведение Буркина, но и главный претендент на звание лучшего фантастического романа года. Книгу портит только убогая аннотация, но к ней, будем надеяться, господин Буркин никакого отношения не имеет.
Читайте. Хорошую песню... ой, простите, хорошую книгу надо читать хором.
Дм. СКИРЮК
|