Русская фантастика / Юлий Буркин
 
Юлий Буркин

Поиск Главная| Визитка| Фильмы| Книги| Музыка| Фото| Интервью| Проекты| Живой Журнал


Книги Юлия Буркина


Юлий Буркин, Алексей Большанин. «The Beatles in the USSR, или Иное Небо. Юлий Буркин, Алексей Большанин. «The Beatles in the USSR, или Иное Небо.
Юлий Буркин. «Бабочка и василиск» Повести. Миры-1994 Юлий Буркин, Константин Фадеев. «Осколки неба, или Подлинная история Битлз» Роман. Амфора.
Наследие 'осколков' или 100 хитов БИТЛЗ на русском Юлий Буркин, Константин Фадеев. «Осколки неба, или Подлинная история Битлз» Роман. ЭКСМО-2002
Юлий Буркин. «Изумрудные росы» Юлий Буркин. «Изумрудные росы»
Юлий Буркин. «Цветы на нашем пепле» Юлий Буркин. «Изумрудные росы»
Юлий Буркин. «Остров Русь» изд. АСТ Юлий Буркин. «Остров Русь-2, или Принцесса Леокады» изд. АСТ
Юлий Буркин. «Королева белых слоников» изд. Снежный Ком Юлий Буркин, Константин Фадеев. «Осколки неба, или Подлинная история Битлз» Роман. border=
Юлий Буркин. «Изумрудные росы» Авторский сборник. ЭКСМО-2005 Юлий Буркин. «Бриллиантовый дождь» Роман. ЭКСМО-2004
Юлий Буркин. «Цветы на нашем пепле» «Звездный табор, серебряный клинок» Романы. АСТ-2004 Юлий Буркин. «Бабочка и василиск» Повести. ЭКСМО-2002
Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко. «Остров Русь» Трилогия: «Сегодня, мама!», «Остров Русь», «Царь, царевич, король, королевич» АСТ-2004 Юлий Буркин. «Остров Русь-2, или Принцесса Леокады» изд. АСТ
Юлий Буркин. «Королева полтергейста» Повести. АСТ-1996 Юлий Буркин. «Звездный табор, серебряный клинок» Роман (мини-покет). АСТ-2003
Юлий Буркин. «Звездный табор, серебряный клинок» Роман. ЭКСМО-2001 Юлий Буркин. «Цветы на нашем пепле» Роман. АСТ-1999
Юлий Буркин, Константин Фадеев. «Осколки неба, или Подлинная история Битлз» Роман. АСТ-1998 Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко. «Остров Русь» Трилогия: «Сегодня, мама!», «Остров Русь», «Царь, царевич, король, королевич» Аргус-1997
Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко. «Азирис Нуна, или Сегодня, мама!» Юлий Буркин, Сергей Лукьяненко. «Царь, царевич, король, королевич»
Юлий Буркин, Константин Фадеев. «Осколки неба, или Подлинная история Битлз» Роман. ЭКСМО-2002 Юлий Буркин. «Остров Русь »


Загляните в раздел



Интервью

   1. За роман "Цветы на нашем пепле" ты получил приз "Большая Урания" этим летом у себя в Томске и премию "Странник" осенью в Санкт-Петербурге. Как себя чувствуешь в роли лауреата? Премии вдохновляют, стимулируют дальнейшее творчество?
   - Я отнесся к нагрждению "Странником" спокойно, ведь уже, как минимум, трижды ожидал, что получу его. Считал, например, что его может получить книга "Осколки неба", написанная в соавторстве с Костей Фадеевым, но ее "прокатили". Перед этим "Бабочка и Василиск" тоже номинировалась. Я считаю, что "Цветы" достойны "Странника", но боюсь, что все-таки мне дали его за имя, так сказать, "за совокупность". И когда мне вручали "Странника", я сказал: "Умное жюри, правильное решение. Наконец-то моей хорошей книжке дали заслуженную премию". Народ посмеялся. Думали, что я шучу, а я серьезно говорил. Я не хотел обидеть предыдущих лауреатов, я имел в виду, что наконец-то МОЕЙ хорошей книжке досталось по заслугам.
   Хотя, радость конечно была. Я - один из организаторов томского фестиваля фантастики "Урания-2001", и когда по итогам голосования всего зала мне именно за "Цветы..." досталась главная премия - "Большая Урания", я себя чувствовал несколько неловко. Мне все время казалось, что кто-нибудь может злословить: "Буркин фестиваль организовал и сам себе приз вручил..." В особенности это касается общественности моего города. Небольшой провинциальный город - прекрасное поле для склок. Так что когда вручали "Странника", я ощутил радость не столько от самого этого факта, сколько от того, что теперь можно забыть мои опасения насчет "Урании". "Странник" подтвердил, что эта моя книга и впрямь достойна самой оценки.
   Вдохновляют ли премии? Случилась удивительная штука. Эта премия показала, что удивительно консервативный Фэндом наконец-то отказался от идеи, что человек не может одновременно писать и хорошие песни, и хорошие книги. Собственная неуниверсальность большинства заставляет с большим подозрением относиться к "многостаночникам". И стоило мне увидеть, что этот стереотип сломан, как я начал усиленно заниматься музыкой. Сейчас готовлю трехчасовой "живой" концерт. То есть, премия вдохновила, но не в том направлении.
   Гонорары вдохновляют лучше. Но премия, это все-таки хорошо не только в моральном смысле. Для Томска - сибирского города, расположенного в стороне от магистральных железнодорожных путей, это большое событие, что ее житель отхватил какую-никакую литературную премию аж в Питере. (А я заинтересован в том, чтобы считали - САМУЮ КРУТУЮ!) Про меня сразу в одной из самых популярных местных газет - Буфф-сад" - полосный материал вышел да с моим портретом на обложке, одно местное телевидение сюжет тут же сделало... Теперь мне легче будет говорить со спонсорами очередного фестиваля "Урания-2002", с администрацией города, и шансы на то, что фестиваль опять состоится, увеличились.
   Кстати, о сюжете по ТВ. Вот электронное письмо, которое я в тот день отправил Сереге Лукьяненко:
   "Hello, Сергей!
   Слушай, я тебе сейчас прикол расскажу. Тут на днях пришла ко мне съемочная группа с одного местного телеканала. Стали расспрашивать про "Странник" и прочее. Девка-журналистка - дура-дурой. Ну, поговорили. Прощаясь, она мне сообщает: сюжет про вас будет на следующей неделе в среду в наших "Хороших новостях".
   Ну, я вчера сел возле телевизора, любопытно же... Нет про меня сюжета. А сегодня утром она мне звонит и говорит: "Юлий Сергннвич, у нас сюжет о вас уже готов, но я его вчера не пустила, так как не уверена, все ли я там верно сказала. Сегодня будет. Вот в чем я не уверена: ваша первая книжка вышла в 94-м с пластинкой. На этой пластинке вы под музыку читаете свои фантастические рассказы. Так?"
   Представляешь, как я охуел?
   Я ей сказал, что если бы это прозвучало, я бы сперва их студию спалил, а потом бы и сам повесился.
   Но, ты знаешь, это еще не конец истории. Я ей объяснил, что на пластинках у меня песни, которые я пишу... Через полчаса она мне снова звонит и говорит:
   - Юлий Сергеевич, это ведь вы на "Дне пива" пели с ансамблем вневедомственной охраны?
   - Какой, блядь, вневедомственной охраны! - заорал я.
   - Значит не вы? Ну, извините... - и трубку повесила.
   Вот теперь жду, что сегодня по новостям будет. ;("

   2. Юлий, подозреваю, что в тебе пропал видный лепидоптерист - бабочки занимают значительное место в твоём литературном (повесть "Бабочка и василиск", роман "Цветы на нашем пепле") и песенном ("Vanessa io") творчестве. Ты неподражаем в умении находить связь между узорами на крыльях бабочки и чудесами мира. Откуда это? Прокомментируй, пожалуйста.
   - Во-первых, просто красиво - цветы, которые еще и летают. Я бы любимой девушке с удовольствием бы подарил букет бабочек, а она бы их отпустила в небо. Красиво? Во-вторых, меня завораживает идея превращения гусиницы в куколку, а затем в бабочку - три совершенно разных организма с разными функциями... В-третьих, завидно: нам приходится все о хлебе насущном думать, лишь изредка - любить, а бабочка всю "прозу" проходит предварительно в инкорнации гусиницы, а потом порхает и любит, ни о чем не думая.
   А к конкретным насекомым у меня любви особой нет, я же не энтомолог.

   3. Претензии некоторых критиков относительно недостатков романа "Цветы на нашем пепле" сводились в основном к тому, что люди-бабочки анатомически невозможны, а уж летать они ни за что бы не смогли. Ты даже ответил привередливым зоилам песней "Танцуй, поэт, рок-н-ролл!". Хочешь что-нибудь добавишь по этому поводу прозой?
   - "Танцуй, поэт, рок-н-ролл!" не совсем по тому поводу написана.
   Насчет, смогли бы или не смогли летать, это еще поспорить можно. Это утверждают люди из той породы, которые никогда в жизни и в самолет бы не поверили, пока не увидели его своими глазами. Но были другие люди, которые несмотря ни на что заставили летать то, что тяжелее воздуха, и теперь это - общее место. Я, например, до сих пор не могу поверить в электрического ската, и пока эта рыбина не шарахнет током лично меня, не поверю. А еще есть рыбы с фонариками... Жизнь - это чудо, в ней множество форм, в которые невозможно поверить, не потрогав руками.
   Надо учесть при том, что теплокровные - это одно, а насекомые - совсем другое. Пограничная форма может дать сюрпризы.
   Что же касается полулюдей (прежде всего полудев) - полубабочек, то этот образ давно беспокоит фантазию художников от Фразетты до Севы Мартыненко. Это и впрямь красиво, но всегда - кич. Я же попытался в своей книге, сохранив красоту, отойти от законов кича. Мои "бабочки" и нужду справляют, и трахаются не по детски. ("... Кич есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова" Милан Кундера "Невыносимая легкость бытия".)

   4. Созданию вашего совместного с Константином Фадеевым романа "Осколки неба, или Подлинная история "Битлз", в котором феномену ливерпульской четвёрки даётся чрезвычайно необычное объяснение, предшествовала цепь загадочных событий и совпадений. Ты пишешь в послесловии ко второму изданию книги "…данный роман не мог не быть написан. Его появление на свет было предопределено". Происходило ли в твоей жизни что-нибудь таинственно-мистическое, связанное с квартетом "Битлз" и вашей книгой, уже после выхода этого замечательного произведения, названного Сергеем Бережным "внезапным шедевром", (к мнению Сергея я, кстати, с удовольствием присоединяюсь)?
   - В основном мистика пёрла перед началом работы и в ее процессе. Чуть-чуть и после выхода первого АСТ-шного издания, но об этом я писал... Сам по себе выход "Осколков" в "ЭКСМО" после того, как книга в пух и прах провалилась в АСТ, достаточно странен, не правда ли? Мне тут на днях пришла в голову мысль: не мы ли с Фадеевым и АСТ устроили обвал бакса августа 98-го? Ведь именно этот обвал заставил АСТ уценить залежавшиеся на складе "Осколки" до пяти (!) рублей, благодаря чему тираж, обреченный из-за отвратительного АСТ-шного оформления на гибель, быстренько дошел до народа...
   Чудом и мистикой было бы, если бы по этой книгое поставили художественный фильм. И его поставят, правда, скорее всего через десятки лет, когда "Битлз" станут эпосом, и когда портретное сходство перестанет быть сдерживающим фактором. Кинутся за материалом для сценария и увидят, что лучше этой книги нечего про них нет.
   О мистике ещё. Один мой хороший знакомый, если не сказать, старый друг, украинский писатель-фантаст (называть не буду) практически прекратил работу над своей Главной Книгой в связи с тем, что описываемые им события в личной и общественной жизни почти сразу происходят в реальности. А события по логике сюжета достаточно неприятные.

   5. Помогают ли в литературном творчестве твои музыкальные таланты (отповеди критикам не в счётJ)? В 1994 году ты проделал необычный эксперимент - выпустил сборник "Бабочка и василиск" в комплекте с музыкальной пластинкой. Предполагается что-либо подобное в будущем?
   - На "Звездном мосту" в Харькове, когда мне Завгар вручал своего Волгаконя "За самый оригинальный проект в Российской фантастики", я его поправил - "за самый идиотский проект". Дело в том, что делали мы свой "комплект" в дикие перестроечные годы, начали в 92-м, закончили в 94, именно за эти два года люди окончательно перестали покупать виниловые диски-гиганты, переходя на СD или слушая кассеты (стандарт "музыкального центра"), а денег, оставшихся от производства "винила" на "Мелодии" осталось так мало, что книгу выпустили чуть ли не на газетной бумаге, отвратительно сброшюрованную...
   Вроде, сразу после Нового года в "ЭКСМО" выйдет переиздание, и мне не стыдно за эти тексты (десять лет работы, когда-то мы неспеша писали), кроме, разве что, повести "Рок-н-ролл мертв", но ее там и не будет. Тиражик алматинский был малюсенький, так что массовому читателю это будет, надеюсь, интересно.
   "Музыкальные таланты" скорее мешают - в том смысле, что, как я уже говорил выше, вызывают недоверие к моей писательской состоятельности. А помогают на опосредованном уровне: учат ощущению гармонии, ритма. Время музыка, конечно, отнимает много, а толку от нее (в смысле материальной отдачи) мало, но "не хлебом единым". Это хобби, это для души. Я может быть книги-то пишу только для того, чтобы иметь возможность и время заниматься музыкой. (Шутка.)
   Еще касательно времени... Когда я по какой-то причине долго не занимаюсь музыкой, я и прозу меньше пишу, как-то две эти музы друг друга подстегивают. Я не люблю быстро и много писать прозу. Я много лет работал (и сейчас работаю) журналистом. Лет пять мне это нравилось, я был фанатом профессии, но потом необходимость к определенному сроку выдавать нагора определенный объем качественного публицистического текста стала угнетать. Тогда я научился делать это "левой ногой", автоматом, и все довольны. Однако мне очень не хочется чтобы это же случилось и с художественной прозой.
   По поводу новых литературно-музыкальных проектов... Скоро в Москве должен выйти мультимедийный дисочек, там будут все мои книги и больше полусотни студийных записей песен (все, что было на прежних дисках + 3 новых) в формате mp3.

   6. Кстати, как дела с песней (песнями) написанной для сериала "Дневной Ночной дозор" по роману Сергея Лукьяненко? Войдёт ли она в будущий фильм?
   Понятия не имею. Не ко мне вопрос, а к Сереге и к АСТ. А я далеко живу от мест, где делают фильмы. За что не люблю столицу, так это за хитрожопую уклончивость, уже полгода трясу с вопросом: пойдет песня? Молчат. Наиболее вероятно, что не пойдет. Думаю, нынешнюю телебратию отпугнет романтический пафос, надо веть, чтобы "пипл хавал". А если возьмут, значит народ приличный за дело взялся, значит и кино будет хорошее.

   7. Теперь немного о твоём последнем романе "Звёздный табор, серебряный клинок". Зачем ты разместил в Интернете инструкцию по эксплуатации этой книги, ведь доступ в сеть имеют далеко не все читатели? Проблемы с редакторами были у многих фантастов (Дяченко, Логинов, Еськов и другие), некоторые авторы даже прекращали сотрудничество с обидевшими их издательствами. А может быть, всё это - своеобразный пиар?
   - Доступ имеют не все, но я оправдался хотя бы перед этими. Прекращать сотрудничество я не собираюсь, Леониды Шкуровичи на дороге не валятся. Хорошо хоть этот нелепый случай вышел с самой неказистой моей книжкой. Насчет "пиара" тоже верно. Я хотя бы частично попытался обратить минусы в плюсы. Не скрою, помещенное в Интернет письмо я предварительно согласовал с издательством. Обрати внимание, в нем нет на него наездов, и не потому что их вымарали, а потому что их и не было. Целью "Инструкции" не было ссориться с "ЭКСМО", цели были другие, названные выше.

   8. Почему ты решил сделать героями романа цыган? (Хотя, действительно, что может быть естественнее цыганского табора, кочующего в космосе). Какова этимология слов "джипси" и "джуз"? Ты их сам (слова) придумал?
   - Когда-то давно прочел чейто рассказ про слепого музыканта, бывшего космолетчика, который, как космический Гомер, поет свои баллады экипажам кораблей, которые его поят и кормят, пересаживая с рейса на рейс. Подумал, - "красиво". Подумал, можно было бы роман сделать со всеми этими балладами. Потом еще "Балладу о "Бэте-2" Дилани зацепила про народ, который сам не знает зачем и куда летит... И вот в момент кризиса достал эти мысли, сдул с них пыль, стал писать. И вполне логично поющие космические бродяги превратились в табор...
   У меня двоякое к этой книжке отношение. С одной стороны это поделка, лубок, это как раз первый случай "писания левой ногой", звоночек к тому, что пора приостановиться. С другой стороны, в этом ее прелесть. Я всегда старался писать на пределе своих возможностей, потому что Большая Литература, как и Большой Спорт держаться на рекордах. Но Большой Спорт это тяжело, натужно и вредно. В простецкой утренней гимнастике рядового обывателя есть своё сермяжное обаяние. Возможно кое-что по поводу этой книжки объяснит эпизод из моей переписки с Андрюшей Лазарчуком, его письмо - первое ("Мишка" это Успенский):
   "Привет!
   Ну, спасибо! Шибко порадовал стариков. Я не мог оторваться до шести утра - пока не дочитал. А Мишка, который эти дни был в меланхолии, сегодня пугал всех внезапным хохотом.
   <...>
   И еще - закон парных случаев. В нашей космоопере, которую будет АСТ печатать, тоже фигурируют космические цыгане... И как это назвать?
   Такие дела."
   "Андрюша, честно тебе говорю: ничего не понимаю. Столько уже лестных слов об этой книге прочел, а когда дописывал и до самого последнего времени был уверен, что после нее коллеги со мной здороваться перестанут. Если бы не малодушие и жажда получить гонорар, отправил бы ее в сортир.
   Правда, периодически у меня появлялась мысль, что, возможно, в этом сумбуре, свалке ничем не оправданных эпизодов и то недотянутости, то "перетянутости" во всем - в сюжете, в выразительности, в идее - есть какой-то шарм... Но потом смиренно говорил себе, что это не более чем самооправдание и готовился к тумакам.
   Единственное, чем могу объяснить этот феномен, что вся эта книжка написана без малейшего напряга, нигде я не пытался прыгнуть выше головы. Что хотел, то и делал. Но ведь в русском языке выражение "что хотят, то и делают" имеет явственный неготивный оттенок: хотят и делают всегда что-нибудь дурное.
   Тут Ройфе мне прислал свое мнение: мол, надо эту книжку подсовывать людям и наблюдать за ними. С тем, кто до конца дочитал, можно водку пить. Не дочитал - нет смысла. Если эта книга действительна может служить таким индикатором, я уже рад.
   Без кокетства говорю."
   "Джипси" - так, вроде бы цыган в Штатах зовут, а "джуз" это у казахов и киргизов что-то вроде клана, семейства в широком понятии.

   9. Как экзотические новеллы "Корабли Изубарру" и "Новый Галактион" оказались внутри романа? Скажи пару слов об их авторе - Анне Богданец.
   - Правильнее было бы вообще поговорить о сотрудничестве писателей. Две из шести моих книг написаны с соавторами. Я получал от этого огромное удовольствие. Работается веселее и гораздо быстрее. То есть не в два раза быстрее, потому что два человека трудятся, а в несколько раз. Мы с Сережей Лукьяненко писали две первые повести из трилогии "Остров Русь" по месяцу, а в одиночку мне на одну такую поветь месяца четыре надо было бы. Дух соревновательности есть. Удивлять друг друга хочется. Мы план составляли на несколько глав вперед, а потом распределялись примерно так: "У тебя драки хорошо получаются - ты описывай эту эпизод, а я вот это напишу - здесь любовная сцена". Потом обменивались написанными кусками, хохотали, правили, обмывали каждую главу... И дальше работать.
   С Костей Фадеевым совсем по-другому было. Он много лет писал юмористические миниатюры для театра, у него сценический взгляд прекрасный и у него масса идей, причем моментальных, но окончательное текстовое воплощение в книге - мое. И в результате "Осколки неба" мне нравится больше всех остальных книг. Видимо дело в том, что с Лукьяненко мы были на равных, мы как бы играли в буримэ, а с Костей мы взаимодополняли друг друга, это более "продвинутый" вид соавторства.
   Специфика творчества такова, что художник просто обязан считать себя гением, иначе нет смысла этим заниматься. Потому большинство писателей, поэтов, артистов и им подобных не могут трезво оценивать чужие достоинства, видят только себя. И это нормально. Но мне повезло: я умею восхищаться чужим талантом, и мне приятно сотрудничать с талантливым человеком. Вот и "Звездный табор, серебряный клинок" не обошолся без второго автора. В ее текст вкраплены две новеллы томской писательницы Анны Богданец.
   Мне давно уже нравится, что пишет Анна, а с публикацией ей как-то не везет. Особенно мне полюбилась новелла "Корабли Идзубарру". Я ее показывал разным людям, но в печать не брали. Тогда я предложил Анне вставить эту новеллу в мою книгу (с указанием авторства, конечно, с копирайтом и с гонораром), она не только согласилась, но и специально для меня написала вторую новеллу. Полноценным соавторством это не назовешь, но, надеюсь, с одной стороны, эти новеллы украсили мой текст, с другой, они откроют любителям фантастики новое имя. Я уже и организаторам "Роскона" и номинатору "Интерпресскона" Вадиму Казакову отписал, чтобы они не пропустили эти новеллы мимо своего внимания, так как это абсолютно самостоятельные работы Анны Богданец.
   Сам я, кстсти, в связи с рядом этических причин в номинациях "Интерпресса" участвовать больше не буду, хотя это и мой любимый конвент. Во всяком случае, пока там не сменятся номинационная и счетная комиссии. Однако на приз "За лучшее убийство Семецкого" претендовать буду, так как в его присуждении названные комиссии участия не принимают.

   10. Чувствуется, что твой герой Роман Безуглов любит кино - в романе "Звёздный табор" полно ссылок на отечественные и зарубежные ленты. А какие фильмы предпочитает сам Юлий Буркин?
   - Многие. На днях впервые посмотрел "Черная кошка, белый кот" Кустурицы, чуть не сдох со смеху. С полгода назад мне Серега Лукьяненко "Беги, Лола, беги" подсунул - класс. Кстати, "Класс" - прекрасная мелодрама, "Большие огненные шары" про Джерри Ли Льюиса. Любимый отечественный фильм - "Формула любви". Недавно "ДМБ-первый" пересмотрел, угарал. "Кое что о Марте", "Амазонки на Луне", "Великолепный", "Назад в будущее", "Часы, услуга и большая рыба", "Сны Аризоны", "Горячие головы", "Привычка жениться", "Как царь Петр арапа женил".... Короче, люблю комедии и мелодрамы, а больше всего, когда и то, и другое.

   11. В нынешнем году в Томске ты организовал и провёл уже второй по счёту конвент Фестиваль фантастики "Урания" (кстати, это ведь название вида бабочек), судя по всему удался. Он будет ежегодным? (Очень хочется побывать у вас в Томске).
   - Надеюсь. Только не я организовал и провел, а я, Константин Фадеев и еще ряд членов оргкомитета.

   12. Много лет назад в журнале "Интерком" я читал твои размышления-предложения по поводу создания "фантастического профсоюза". На конференции "РОСКОН-2001" доклад о плюсах и минусах организации Гильдии фантастов делал харьковский писатель Андрей Валентинов. Прокомментируй, пожалуйста. Возможен ли фантастический Союз писателей (и не только писателей)?
   - Возможен. Но сейчас я против него. Такая структура была бы полезна в те "полусоветские, полутоталитарные" времена, когда издательский бизнес и книжный рынок только формировались. А теперь - всё. Поезд ушёл. Поток дерьма уже сломал все, в том числе и этические, плотины. Я не поверю, что СЕГОДНЯ подобная организация бкдет преследовать не коммерческие, не клановые, а нравственные (к чему я тогда призывал) интересы.
   Что же касается коммерческих интересов... Тогда зарубежных писателей печатали бесплатно, пиратство было, а нам нужно было платить гонорары, потому нас и не печатали. Теперь пиратство пресечено, и при всей его уродливости рынок жизнеспособен, он позволяет выживать и нам. Пиши лучше, будут платить. Всё.

   13. Расскажи, если можно, немного о своих папе и маме, которые произвели на свет такого разностороннего ребёнкаJ.
   - В семье нас было пятеро, я - младший. Отец, Сергей Константинович - фронтовик, преподаватель экономической географии в университете, эрудит-энциклопедист, мама, Тамара Артемьевна, работала в торговле, веселым была человеком. При такой семье им приходилось вкалывать день и ночь, так что дома мы оставались больше с бабушкой по отцовской линии Маргаритой Сергеевной. Бабушка была та еще. Дворянка. Трижды замужем. Две судимости. Два высших образования. По вечерам нам вслух читала Брэдбери и Стругацких...
   Видиков не было, компьютеров тоже, так что досуг организовывали себе сами - журнал орукописный выпускали, устраивали литературные конкурсы, старшие ставили домашние спектакли...

   14. В конце задаю традиционный вопрос о творческих планах. Над чем работаешь? Чем в ближайшее время порадуешь поклонников твоего творчества?
   - Пишу сейчас очень странную книгу. Неторопливо. Видимо как реакция на испуг, что начинаю халтурить, похоже это будет не фантастика. Рабочее название "Декоданс или Кровавая случка в марсианском аду". Эпиграф: "В нашей жизни возможны две трагедии. Одна - когда не получаешь того, что хочешь, вторая - когда получаешь. Вторая хуже." (Оскар Уальд).

   15. О чём я не догадался спросить у замечательного писателя и музыканта Юлия Буркина?
   - Что ж, как старый журналюга могу подкинуть пару тройку вопросов и ответов.
   - У вас есть отработанная схема, по которой пишутся книжки?
   - У меня нет. Каждая книга писалась как в первый раз, каждая - по-своему. Сейчас, например, я пишу книгу очень странным образом: почему-то прописываю эпизоды не с начала, не с конца, а как попало. А потом я буду переставлять их, как стеклышки в калейдоскопе, пока рисунок не появится.
   И судьба у каждой книги - своя. Вот, например, "Цветы на нашем пепле" чудом спаслось от гибели. И автор этого чуда - компьютерный дизайнер Гена Макаров из одной томской газеты. Дело было так. Издательство АСТ приняло книгу в работу, однако в печать мой файл (я передал рукопись именно в электронной форме) не шел более полугода. А потом я получил из издательства послание: "Срочно вышлите файл книги "Цветы на нашем пепле". Пора сдавать в печать, а у нас полетел компьютер, файл уничтожен".
   Что ж, дело обычное. Я лениво полез в свой комп... И обнаружил, что этот файл убит и у меня... Вот тут уже волосы у меня встали дыбом. Четырехлетний труд пошел насмарку. Я судорожно вспоминал, кому я мог давать распечатки черновиков, кому из томичей мог скачать файл... Вспомнил, что самую последнюю, чистовую, распечатку делал с помощью Гены Макарова (у самого у меня принтер хилый). Позвонил ему на работу, но оказалось, что там он уже и не работает. Узнал домашний телефон и без всякой надежды позвонил ему домой: "Гена, помнишь, ты мне распечатывал рукопись. А не мог ли где-нибудь сохраниться этот файл?.." И вдруг он заявляет: "Да, я его себе домой в машину закинул, чтобы почитать..."
   На радостях, что рукопись не уничтожена мы с ним хорошенько попили пивка, файл он мне переписал, я выслал его в Москву... Если бы не он, не было бы ни книги этой, ни, соответственно, "Странника"...
   - Когда человек начинает фантазировать и почему?
   - Я - писатель-фантаст, а вовсе не фантазер. Это далеко не одно и то же. На самом деле нет, наверное, более циничных, неверующих во всякие сверхъестественные вещи людей, чем фантасты. Например, читаю я в газете, что стоит в Томске этакий домик, в котором есть уголочек, где время течет быстрее, чем везде... Я смеюсь, потому что понимаю, что я бы написал это в 200 раз интереснее, и люди действительно поверили бы.
   Фантасты - люди самые что ни на есть трезвомыслящие, и они понимают, что фантастика - не более чем художественный прием, который делает произведение более занимательным. Бывает, правда, встречаются и контактеры, и экстрасенсы, пишущие фантастику. Но, как правило, это слабые авторы.
   - В песне можно спрятаться за ритм, за рифму, а в прозе все на виду. Вы, как человек пишущий и то, и другое, можете сказать, с чем работать проще?
   - Песни я стал писать лет с четырнадцати. Это получалось само-собой. А проза пошла позже и труднее. Я упорно этому учился и чувствовал, что у меня не получается… В стихотворении есть рифма, а в песне еще и ритм, и мелодия, и аранжировка, и манера исполнения... Все это вместе работает и, в принципе, те несколько слов, которые стали текстом для песни, могут быть совершенно пустыми, но песня в целом получится хорошая. Проза - более "голая", что ли. Там сразу видишь, чего автор стоит. Вот я открыл книжку, просмотрел десять страниц и понял, что дальше читать я ее не буду... А почему это "не идет", а это "идет" - никто не может сказать.
   И вся критика - это ерунда. Есть куча примеров, когда вещь не принимали профессиональные литераторы, но книга становилась классикой. "Три мушкетера", например. Вроде бы развлекательное чтиво. Никто не считал ее большой литературой, а она уже полтора века пережила, и долго еще жить будет. В тоже время какой-нибудь "Улисс", который признан чуть ли не самым великим произведением ХХ века, единицам интересен.
   - Не боитесь, что ваши книги постигнет "улиссовская" судьба?
   - У меня ситуация как раз другая. Они признаны миром любителей фантастики, издателей, книготорговцев. Вообще издательская политика сейчас очень простая: если издатель не чувствует, что он может заработать на книге деньги, то и печатать ее не будет. А деньги издатель зарабатывает только тогда, когда книгу покупают. А книгу покупают для того, что бы ее читать.
   - Бывает ситуации, когда "горит контракт", надо срочно сдавать книгу? А как насчет творческого вдохновения? Оно приходит тогда, когда надо?
   - Приходит. Как происходит в раковине брюхоногого моллюска? Внутрь нее попадает песчинка и появляется жемчужина. И сейчас этих моллюсков разводят искусственно. Подсовывают им песчинки… А как актер каждый вечер выходит на сцену и играет? Играет вдохновенно. Кто сказал, что писатель не может так же?
   - Вы уже ответили, будет ли еще проходить в Томске фестиваль "Урания", но не ответили, для чего он был создан...
   - Началось с того, что я просто писанулся перед друзьями. Приехал в очередной раз в Петербург, мы там сидели в комнате, пили, и я сказал: "Блин, как мне надоело уже ездить к вам! А вы никогда ко мне не приезжаете. Уроды. Вот я устрою фестиваль фантастики в Томске, и вы все будете ко мне ездить!" Ну и мы загорелись этой идеей с Костей Фадеевым, стали искать спонсоров. Мэр Макаров, спасибо, очень помог. А то, что это действительно нужное дело, стало видно уже в процессе. Интерес у томичей огромный, на встречах с приезжающими писателями - толпы. И в прессе много пишут, в том числе и в столичной. Ведь сейчас наш конвент - единственный за Уралом.
   - Сколько у вас в городе писателей-фантастов?
   - Был очень известный, настоящий мэтр, Виктор Колупаев, который, к сожалению, скончался этой весной. Есть Саша Рубан, Сергей Смирнов, Паша Фаенко недавно появился на горизонте. Ну, я. Добавим в этот список и Фадеева, хотя он, все-таки, больше юморист. Есть Анна Богданец, Ирина Ежова, у которых книг пока не выходило, но обязательно выйдут... Кого-то еще я забыл, прошу прощения заранее... На самом деле это безумно много. Потому что в Кемерово, например, нет ни одного заметного фантаста, в Омске - ни одного, в Красноярске только Михаил Успенский остался, а Лазарчук, в Питер перебрался. Томск пропитан чем-то таким, что заставляет людей думать по-особенному...
   - А вы не собираетесь в столицу или Питер?
   - Актуальный вопрос, потому что кое-кто зовёт меня "укреплять московскую организацию фантастов". Но у меня есть одно большое "НО". Я, если уеду в Москву, больше или лучше писать не стану. Значит, и получать буду столько же. А учитывая, что жизнь там значительно дороже, на самом деле получать я буду как бы меньше. Мне это надо? Но есть заинтересованные люди, которые взялись найти мне там хорошую работу. Не найдут, сильно переживать не буду, мне и тут пока хорошо. Но если найдут - сорвусь. Кому тут, в Томске, был нужен Колупаев в последние годы жизни? Где ему памятник? А ведь это была фигура мирового значения.
   Концентрация талантливых людей в Томске слишком высока. Это и хорошо, с одной стороны, но в житейском смысле не слишком удобно. Если, например, все живущие в городе - актеры, кто же в театры ходить будет?
   ... Хватит? Я же говорю, что публицистику я уже давно пишу левой ногой и могу нахерачить еще страниц пятнадцать без остановки.
   Я бы назвал материал так: "Юлий Буркин: брюхоногий моллюск, мечтающий быть бабочкой".

вопросы задавал Владимир ЛАРИОНОВ


Юлий Буркин >> Главная| Визитка| Фильмы| Книги| Музыка| Фото| Интервью| Проекты| Живой Журнал




Русская фантастика >>
Юлий Буркин| Поиск| Связь


© 2002 Тексты, музыка, фотографии — Юлий Буркин.
© 2002 Сервер «Русская фантастика». Главный редактор Дмитрий Ватолин.
© 2002 Дизайн — Маевский Дмитрий.
    2002-03 Редактор страницы — Лутошкин Валерий.
    2002 Подготовка — Белоусов Павел, Бесклубный Никита.
    2009 Подготовка — Тульников Никита


CATALOG.METKA.RU

Yeah! Banner!