|
|
|
Ася Вострикова. Уроки фантастики.
|
|
Буквально на днях в издательстве "Эксмо" вышел в свет новый роман томского писателя Юлия Буркина "Бриллиантовый дождь". Для Юлия издание новой книги - лишний повод для подарка друзьям и родственникам.
"Бриллиантовый дождь" - роман, состоящий из 12 глав-новелл, каждую из которых можно воспринимать как отдельное произведение. Герои книги - музыканты самой популярной в середине XXI века группы "RSSS" ("Russian Soft Star's Soul" - Русская Мягкая Звездная Душа (англ.). Именно потому, что группа самая популярная, она всегда оказывается в центре мировых событий и передовых технологий. Как когда-то происходило и с "Битлз". Потому "Бриллиантовый дождь" Буркина неоднократно напоминает читателю о "ливерпульской четверке".
Появление этой книги самого издаваемого томского фантаста и стало поводом нашей с ним встречи.
- Как часто героями ваших книг становятся ваши знакомые, друзья и близкие?
- Когда мы с Сережей Лукьяненко (автор нашумевшего "Ночного дозора") писали книгу "Остров Русь", мы многих персонажей списывали с реальных людей и даже сохраняли особенности их речи. У меня есть документальные повести, там все люди реальные, которые, прочитав, могут узнать себя. В романе "Бриллиантовый дождь" моих знакомых практически нет.
- У вас в книге одна женщина, и та стерва...
- Будем считать, что это случайность. Хотя, наверное, да, это мужская книжка. Правда, говорят, аудитория "мужских" журналов ровно на 50% состоит из женщин...
- Главный герой вашего романа не является героем в общепринятом смысле: он боится собственной жены, комплексует по поводу творчества...
- Я не хочу писать про героев, которые уверены в себе. Мой герой нормальный человек, он во всем сомневается. Рефлексия традиционна для русского интеллигента, да и вообще для русского человека.
- Вы по образованию - журналист. Когда вы работаете над книгой, сталкиваетесь с недостатком знаний в технических областях?
- Да это же фантастика, какие там технические знания, все из пальца высосано. Фантастика - это сказка, только вместо драконов люди летают на флаерах или звездолетах, вместо мечей дерутся бластерами и т.п. Хотя есть и такая разновидность фантастики, очень тесно связанная с реальной наукой, но это для небольшой горстки любителей.
- Юлий, а почему вы до сих пор не вступили в Союз писателей?
- А зачем? Если бы мне это что-то давало. Что я буду иметь от Союза писателей? Только корочку. Да я даже свой диплом об образовании ни разу никому не показывал с тех пор как закончил университет.
Когда был жив известный томский писатель Виктор Дмитриевич Колупаев, он был руководителем секции фантастики в местном СП, и я его спросил: если бы вы сейчас не были членом Союза, вы бы туда вступили? Он ответил: а зачем, не вижу в этом никакого смысла.
В СНГ есть такое неформальное объединение - Фэндом, в него входят практически все известные фантасты, начиная с Бориса Натановича Стругацкого, вот в это объединение я вхожу. Там и мои друзья и коллеги - Сергей Лукьяненко, Александр Громов, Владимир Васильев, Лео Каганов и многие другие. А вот с томскими писателями я практически не общаюсь, так уж сложилось, хотя многих из них, конечно, знаю и уважаю. С Фэндомом у меня теплые отношения, так что у меня свой Союз писателей.
Кстати, в Фэндом входят не только писатели, но и фэны, критики, переводчики, художники, издатели и книготорговцы. С ними мне всегда интересно и отдыхать, и общаться по делу, и говорить о литературе. Иногда в Москве зависаю и на месяц. И, как правило, это не только приятно, но и полезно. В последний мой приезд, например, у нас с Сергеем Лукьяненко купили право на создание киносценария по повести "Сегодня, мама!", и надеюсь, будет снят фильм. "Ночной дозор" - первая ласточка в отечественной кинофантастике.
- А какое отношение вы имеете к фильму "Ночной дозор", говорят в титрах есть ваше имя?
- Самое смешное, что отношения к фильму я не имею никакого. Лукьяненко несколько раз включал тексты моих песен в свои книги, в том числе и в продолжение "Ночного дозора". Когда о съемках фильма шли еще только предварительные переговоры, Сергей предложил мне написать к нему песню. Я написал, аранжировал ее томский музыкант Марат Нагаев, записали на его студии. Но создателям фильма она сначала не приглянулась. Только в последний момент, месяца за два до его выхода, они вдруг обратились ко мне с предложением все-таки включить ее в фильм. Подписали договор: А потом я получил е-mail: "К сожалению, ваша песня в фильм не вошла, но ваше имя в титрах осталось:" Так что я ходил в кино смотреть, прежде всего, титры. Но когда, наконец, я увидел свое имя, в зале уже никого не было.
- Как вы думаете, писателю с писателем нужно общаться?
- Да, конечно. Но больше всего на меня повлияли те писатели, с которыми мне случилось работать в соавторстве: Константин Фадеев, Сергей Лукьяненко. Я ощутил их посыл, ведь мне приходилось под них подстраиваться, как и им под меня. Например, для Сергея самое главное - отбросить всякие сомнения, в том, что он МОЖЕТ ЭТО НАПИСАТЬ. Если бы не он, я бы, наверное, никогда не решился написать книгу от лица мыслящих бабочек. А я ее написал, называется "Цветы на нашем пепле", и за нее я даже получил литературный приз "Странник". А вот когда мы с Костей Фадеевым работали над "Осколками неба", он поражал меня неожиданными поворотами текста. Часто мне казалось, что я точно знаю, как писать дальше, а он предлагает какую-то ерунду, но потом я понимал, что это как раз то, что надо.
- В вашей жизни случалось что-нибудь фантастическое?
- Несколько лет назад в пансионате "Разлив", что в Ленинградской области, ко мне подошел человек и представился биофизиком-психологом Виктором Слауцитайсом. Разговорились, присев на скамеечку аллеи. В какой-то момент беседы биофизик сказал: "Должен вам заметить: вам будет намного легче жить, когда вы измените свое мировоззрение. Сейчас вы мир воспринимаете дробно, хаотично, словно он - броуновское движение случайностей. А ведь это не так. Мир гармоничен. Нет ничего, что было бы в нем само по себе:" Я понял, что он намекает на высшую гармонию, то есть на Бога. Я сказал: "Ну, и как же это все взаимосвязано? Вот сидим мы с вами. А вон, далеко в небе, летит чайка. Разве мы связаны с ней? Вы можете повлиять на нее, можете, например, заставить ее сесть вам на руку?"
"Нет, - ответил психолог, явно обижаясь на то, что я не желаю его понять. - Конечно, не могу. Но это вовсе не значит, что мы с ней никак не связаны". Он замолчал и стал хмуро наблюдать за удаляющейся птицей. Внезапно она сменила траекторию движения и, снижаясь, полетела прямо к нам. Хлопая крыльями, она пролетела между нашими головами и вновь ринулась вверх.
Это был первый и, пожалуй, единственный в моей жизни случай, когда я видел что-то похожее на чудо. Самое смешное, что и сам психолог был ошарашен не меньше моего. Каждый раз, приезжая в Петербург, я все собираюсь позвонить ему, телефон у меня есть... Но почему-то не звоню.
|